Проблема бедности в России упирается в восстановление экономики и рост реальных доходов россиян, считает профессор Финансового университета при Правительства РФ Александр Сафонов.
Проблема бедности упирается в «коронакризис»
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал, что пандемия COVID-19 негативно повлияла на планы по сокращению бедности, но никто в России не собирается сидеть сложа рука, поэтому борьба с данным явлением продолжается.
Пока нет точных данных – их, возможно, не будет в текущем году, но исследования говорят об ухудшении ситуации с бедностью.
Причиной этого является снижение доходов россиян, связанное с прекращением или сокращением коммерческой и хозяйственной деятельности многими российскими предприятиями. В России велика доля людей, которые живут от зарплаты к зарплате и специфическая оценка бедности, как социально-экономического явления, поэтому зафиксированный рост этого показателя логичен.
Песков подтвердил приоритетность борьбы с бедностью для президента и Правительства РФ, но заметил, что мы столкнулись с экономическим кризисом глобального масштаба, поэтому многое зависит от того, как будет восстанавливаться остальной мир.
Ситуация хуже, чем в 2008 году, когда в мире случился последний глобальный финансовый кризис. Он на протяжении длительного времени ожидался специалистами, а сегодня произошел «черный лебедь» со всеми вытекающими ограничениями на восстановление хозяйственной деятельности. Теперь просто непонятно, когда в мире сложится ситуация начала 2020 года.
Поэтому основой проблемы являются не экономические показатели, а свобода перемещения и введенные искусственные ограничения на торгово-экономическую деятельность. В России пока не произошло полного восстановления работы малого и среднего бизнеса, а над страной висит угроза второй волны пандемии, которая ожидается уже осенью этого года.
Данные обстоятельства сделали ситуацию неопределенной, из-за чего оценки по падению ВВП РФ на 5-6 процентов неокончательны.
Песков обратил внимание на то, что национальные проекты работают. В них внесены корректировки, но они все равно дают результат. Поэтому Россия делает ставку на утвержденные планы, которые будут меняться только в случае серьезного изменения ситуации.
Для роста бедности критична безработица
«У нас существует стандартное определение бедности, которое касается граждан, получающих доход ниже установленного прожиточного минимума, поэтому на размер бедности могли повлиять доходы работающего населения», — заключает Сафонов.
По мнению Александра Львовича, благодаря карантину и мировому экономическому кризису в России увеличилась безработица. Люди потеряли работу, а те мероприятия, которые проводит государство, не могут возместить все выпавшие доходы.
«Это, во-первых, снизило темпы динамики увеличения заработной платы, а во-вторых, это привело к тому, что семьи, где несколько детей и где один или оба родителя потеряли работу, оказались в тяжелой жизненной ситуации. Они не потеряли право на получение пособий, но их доход все равно снизился по отношению к заработной плате», — резюмирует Сафонов.
Данный эффект, как считает экономист, является главным из тех, которые реально повлияли на рост бедности. Основной когортой людей в России, которая относится к бедным, являются работающие люди, имеющие несколько детей.
Поэтому пособия – это хорошо, как и любая государственная помощь, но без роста экономики и увеличения высокооплачиваемых рабочих мест данную проблему можно корректировать, но не решить. Только повышением жизненного уровня можно создать ситуацию, когда рост бедности не будет сопровождать каждое серьезное колебание российской экономики.
России нужно повышать качество жизни
«Государство не может в полном объеме компенсировать выпадающие доходы от занятости. Даже если предположить данный вариант, то он означает такое явление, как конкуренция между работой и Welfare», — констатирует Сафонов.
Тогда мы повторим западную ситуацию, когда многим категориям населения будет гораздо проще жить на пособие, чем работать.
«Основная проблема развитых государств по этому вопросу заключается в том, что население, находящееся на грани бедности, часто выбирает получение Welfare, а не трудовую занятость. Такие люди имеют низкую профессиональную квалификацию, не обладают возможностями для ее роста и на них давят обязательства по дому», — заключает Сафонов.
Из-за этого выбор этих людей ограничен Welfare и зарплатой, способной принести им небольшой доход, особенно в случае дополнительных ограничений – по здоровью или по другим моментам.
«В результате развитые страны борются за то, чтобы понудить людей выйти на работу», — резюмирует Сафонов.
Для России такой вариант не актуален, если не брать маргинальные слои, которые готовы жить на пособие «от бутылки до бутылки». У нас размер пособия небольшой, поэтому людям выгодней работать и получать заработную плату.
Правительство РФ это прекрасно понимает, с чем связана политика по стимулированию экономического роста и реальных доходов.
Не просто так Песков упомянул про национальные проекты, которые напрямую не влияют на бедность, но создают условия для улучшения качества жизни. Это второй аспект проблемы, поскольку важны не доходы, как таковые, а доступность социальных услуг и их качество. Именно эту проблему и должны в будущем решить 13 российских нацпроектов.
Источник: rueconomics.ru